Приказ об утверждении положения о внутришкольной системе профилактики школьной неуспешности

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 имени С.Т. Куцева
ПРИКАЗ
от 14.06. 2023 г.

№588
ст. Кущёвская

Об утверждении Положения о внутришкольной профилактике
учебной неуспешности обучающихся МАОУ СОШ № 6 им.С.Т.Куцева
В соответствии с действующим законодательством, в целях выявления
возможных причин низкой успеваемости и качества знаний обучающихся,
принятия комплексных мер, направленных на повышение качества образования, на
основании решения педагогического совета МАОУ СОШ № 6 им.С.Т.Куцева,
протокол № 10 от 22.05.2023 г., приказываю:
1. Утвердить Положение о внутришкольной профилактике учебной неуспешности
обучающихся МАОУ СОШ № 6 им.С.Т.Куцева (приложение 1 к настоящему
приказу).
2. Назначить ответственными (в части касающейся) за профилактику учебной
неуспешности:
Гросс Надежду Алексеевну, заместителя директора по УВР;
Скорик Оксану Петровну, заместителя директора по УВР;
Думбровскую Татьяну Анатольевну, заместителя директора по УВР;
Соловьёву Оксану Геннадьевну, заместителя директора по ВР;
Заерко Людмилу Леонидовну, социального педагога;
Фененко Марину Игоревну, педагога-психолога.
3. Ответственной за школьный сайт Чёрной Е.А. в срок до 20.06.2023 обеспечить
размещение настоящего Положения на сайте школы с целью ознакомления всех
заинтересованных лиц.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Директор МАОУ СОШ № 6 им. С.Т.Куцева
С приказом ознакомлены:

1

В.В.Триус

Приложение 1
к приказу МАОУ СОШ № 6 им.С.Т.Куцева
от14.06.2023 № 588

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе профилактике учебной неуспешности обучающихся
МАОУ СОШ № 6 им.С.Т.Куцева

1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции), Уставом МАОУ СОШ № 6 им.С.Т.Куцева (далее – школа), локальными
актами и регламентирует деятельность педагогического коллектива с неуспевающими и
слабоуспевающими обучающимися и их родителями (законными представителями).
Основные направления и виды деятельности:
выявление возможных причин низкой успеваемости и качества знаний обучающихся;
принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости обучающихся
и качества знаний обучающихся.
Основные понятия настоящего положения:
Слабоуспевающий – это обучающийся, который показал в течение учебного периода
низкий уровень и низкое качество подготовки по предмету (предметам), имеющий более
трех - четырех неудовлетворительных текущих отметок по предмету (нескольким
предметам) в течение учебного периода, ликвидировавший их и успешно прошедший
промежуточную аттестацию.
Неуспевающий – это обучающийся, который показал в течение учебного периода
низкий уровень и низкое качество подготовки по предмету (предметам), имеющий более
трех-четырех
неудовлетворительных текущих оценок по предмету (нескольким
предметам) в течение учебного периода, и получивший одну или более
неудовлетворительных оценок в ходе промежуточной аттестации.
2. Цели и задачи работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися
2.1. Обеспечение выполнения действующего законодательства в области образования.
2.2.Принятие комплексных мер, направленных на повышение уровня освоения
образовательных программ и качества знаний обучающихся.
2.3.Изучение особенностей слабоуспевающих обучающихся, причин их отставания в
учебе и слабой мотивации.

2

2.4.Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение
мотивации у слабоуспевающих учеников.
2.5. Реализация разноуровнего, вариативного, индивидуального обучения, формирование
ответственного отношения обучающихся к учебному труду.
2.6.Повышение ответственности родителей (законных представителей) за обучение детей
в соответствии с законодательством.
3. Система мер по совершенствованию
предупреждению неуспеваемости школьников

образовательного

процесса

по

3.1. Профилактика неуспеваемости на уроке:
3.1.1.Специальный контроль усвоения вопросов, обычно вызывающих у обучающихся
наибольшее затруднение. Тщательный анализ и систематизация ошибок, допускаемых
учениками в устных ответах, письменных работах; выявление типичных для класса
ошибок и концентрация внимания на их устранение. Контроль усвоения материала
учениками, пропустившими предыдущие уроки. Обобщение итогов усвоения основных
понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявление причин отставания
по окончанию изучения темы или раздела.
3.1.2.Обязательная проверка в ходе урока степени понимания обучающимися
основных элементов излагаемого материала. Применение средств поддержания интереса к
усвоению знаний. Обеспечение разнообразия методов обучения, позволяющих всем
обучающимся активно усваивать учебный материал.
3.1.3.Подбор заданий для самостоятельной работы задания по наиболее
существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Включение в
содержание самостоятельной работы заданий по устранению ошибок, допущенных при
устных ответах и в письменных работах. Четкий инструктаж о порядке выполнения
письменных самостоятельных работ. Обучение самопроверке и самоконтролю.
3.1.4.Обеспечение в ходе домашней работы повторения пройденного. Концентрация
внимания обучающихся на наиболее существенных элементах, вызывающих наибольшие
затруднения при выполнении домашнего задания. Четкий инструктаж обучающихся о
порядке выполнения домашних работ, проверка степени понимания этих инструкций
слабоуспевающими школьниками. Согласование объема домашних заданий с другими
учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих и неуспевающих
обучающихся.
3.2. Помощь неуспевающему обучающемуся на уроке:
3.2.1.Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа
опроса, увеличение времени для подготовки ответа у доски. Предложение обучающимся
примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями,
помогающими излагать суть явления.
3.2.2.Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
3

3.2.3.Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим и неуспевающим
обучающимся вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
3.2.4.Привлечение слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся в качестве
помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
3.2.5.Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к
выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
3.2.6.Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых,
ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа
выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их
оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более
тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
3.2.7.Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы
упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение
последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях,
использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
4. Алгоритм деятельности учителя со слабоуспевающими и с неуспевающими
обучающимся и их родителями (законными представителями)
4.1.Использовать на уроках различные виды
индивидуальный и др.) для объективности результата.

опроса

(устный,

письменный,

4.2.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не
допуская скопления оценок в конце учебного периода, когда ученик уже не имеет
возможности их исправить.
4.3.Комментировать оценку обучающегося (необходимо отмечать недостатки, чтобы
ученик мог их устранять в дальнейшем). Поощрять самооценку обучающегося.
4.4.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после
чего провести повторный контроль за знаниями, умениями, навыками и универсальными
учебными действиями.
4.5.Определить время, за которое слабоуспевающий и неуспевающий обучающийся
должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
4.6.Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей
(законных представителей) ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление
неудовлетворительных оценок (три и более неудовлетворительных отметки – «2»).
4.7.Не снижать оценку обучающемуся за плохое поведение на уроке, использовать
другие методы воздействия.

4

4.8.Организовать дополнительные внеурочные консультации по предмету для
обучающегося и его родителей в случаях, если:
•
•
•
•

обучающихся не пропускал уроков без уважительной причины;
обучающийся регулярно самостоятельно (не списывает) выполняет домашние
задания;
обучающийся не нарушает дисциплину на уроке и не отказывается работать;
родители обучающегося сотрудничают с учителем в течение учебного периода по
вопросу улучшения качества знаний.

4.9.При выполнении п. 4.1.-4.8 и отсутствии положительного результата доложить
администрации школы о низкой успеваемости обучающегося для принятия дальнейшего
решения директором школы.
5. Алгоритм деятельности классного руководителя
5.1. Выявлять причины неуспеваемости обучающегося через индивидуальные беседы,
при необходимости обращаясь к педагогу-психологу, социальному педагогу, учитывая,
что к возможным причинам можно отнести:
• пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине);
• недостаточную домашнюю подготовку;
• низкие способности;
• нежелание учиться;
• недостаточную работу на уроке;
• необъективность выставления отметок на уроке;
• большой объем домашнего задания;
• высокий уровень сложности материала;
• другие причины.
5.2.В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, выяснить
причины пропуска (уважительная, неуважительная).
5.2.1.Уважительными причинами считаются:
•
•
•

болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской (на срок не более 1-го дня)
от родителей;
мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения,
проводящего данное мероприятие;
освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением
учителя-предметника или классного руководителя; по семейным обстоятельствам
(по заявлению на имя директора школы).

5.2.2.Неуважительными причинами считаются пропуски урока или уроков без
соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия
обучающегося.
5.2.3.Немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в
электронном дневнике или через сообщение родителям (если случае единичный), через
5

беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через беседу с заместителем
директора по учебно-воспитательной работе, через совет профилактики (если прогулы
систематические).
5.3.В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или
недостаточной работы на уроке провести профилактическую работу с родителями
(законными представителями) ученика, обращаясь за помощью к педагогу-психологу. В
случае уклонения родителей от своих обязанностей известить о неуспеваемости
обучающегося заместителя директора по УВР
5.4.В случае указания обучающимся на завышение объема домашнего задания обсудить
вопрос с учителем предметником или обратиться к директору школы, заместителю
директора по учебно-воспитательной работе , чтобы проверить соответствие объема
домашнего задания соответствующим нормам.
5.5. Организовать помощь слабоуспевающим и неуспевающим обучающимся со стороны
актива класса.
5.6. В случае выполнения п. 5.1.-5.5. и отсутствия положительного результата сообщить о
неуспевающем обучающемся администрации школы, предоставив ходатайство о
проведении совета профилактики
6. Обязанности и права обучающихся
6.1.Ученик обязан регулярно выполнять домашнее задание по различным учебным
дисциплинам, своевременно представлять учителю на проверку письменные домашние
задания.
6.2.Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и
заданий на уроке.
6.3.Ученик, пропустивший учебные занятия по уважительной или без уважительной
причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал.
6.4.В случае затруднения ученик имеет право обратиться к учителю за консультацией
как во время урока, так и во внеурочное время.
7. Обязанности и права родителей.
7.1.Родители обязаны явиться в школу по требованию учителя-предметника, классного
руководителя или администрации школы.
7.2.Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его
регулярное посещение школы.
7.3.Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала
путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае
отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам.

6

7.4.Родители берут полную ответственность за освоение пропущенного программного
материала, за пропуски обучающихся с формулировкой «по семейным обстоятельствам».
7.5.Родители обязаны исключить требования разовых заданий у учителя-предметника
с целью улучшения отметки за учебный период.
7.6.Родители имеют право посещать уроки, по которым обучающийся не успевает, т.е.
имеет неудовлетворительные отметки.
7.7.Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю,
администрации школы
7.8.В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на
ученика и его родителей (законных представителей) в комиссию по делам
несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер
наказания к родителям.
8. Функции администрации школы
8.1. Директор школы:
8.1.1Осуществляет постоянный контроль за реализацией
предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости.
8.1.2.Обеспечивает единство действий всего
предупреждению неуспеваемости школьников

системы

педагогического

мер

по

коллектива

по

8.1.3.Координирует действия педагогов с родителями и общественностью по месту
жительства детей.
8.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
8.2.1.Пишет аналитическую справку по итогам учебных достижений обучающихся.
8.2.2.Осуществляет
обучающимися.

специальный

контроль

за

работой

с

неуспевающими

8.2.3.Обобщает передовой опыт работы по предупреждению неуспеваемости
учителей-предметников с его широким обсуждением на педагогических советах.
8.2.4.Включает в тематику педагогических
предупреждением неуспеваемости обучающихся.

советов

вопросы,

связанные

с

8.2.5.Анализирует результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
8.3.Заместитель директора по воспитательной работе и социальный педагог
организуют проведение советов профилактики.
9. Деятельность педагогического совета, совета профилактики

7

9.1.Совет профилактики принимает решение о направлении материалов на
неуспевающего обучающегося и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних
и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
9.2.Педагогический совет принимает решение о переводе неуспевающего
обучающегося в следующий класс с академической задолженностью, которую
необходимо будет ликвидировать в соотвествии с действующим законодательством.
10. Данное Положение принято на неограниченный срок и может быть заменено
на актуальную версию в случае необходимости.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».