психологическая программа

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 6 им. С.Т.Куцева
Краснодарский край, Кущевский район, станица Кисляковская

Утверждаю
директор МАОУ СОШ № 6
им. С.Т. Куцева
__________ В.В. Триус

Психологическая программа
повышения вовлеченности родителей обучающихся
с низкими образовательными результатами

составитель: педагог-психолог
Фененко Марина Игоревна

Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах,
существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в
начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые
пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические
операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая
деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями
приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате
такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые
нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную
его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в
учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае (т.е.
диагностировать трудности в учебной деятельности). Уметь или устранить их, или
корригировать последствия.
Ни школа, ни семья в отрыве друг от друга не смогут полноценно реализовать задачи
воспитания детей и подростков.
Принципы общения семьи и школы: сотрудничество, взаимодействие, взаимодоверие,
взаимоуважение, взаимопомощь и взаимоподдержка, терпение и терпимость.
Сотрудничество - равноправное общение сторон, без привилегий указывать, контролировать,
оценивать.
Взаимодействие – организация совместной деятельности в условиях открытости обеих сторон
без ущемления чьей-либо свободы, вовлеченность родителей в учебно-воспитательный
процесс. Сотрудничество и взаимодействие обеспечивают доверие и взаимоуважение между
родителями и образовательным учреждением, а это является основой установления открытых,
дружеских, продуктивных контактов.
Программа работы с родителями предназначена для повышения педагогической культ
уры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в
семье и школе:
- содействия сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность
классного сообщества;
- выработки коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции
усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

- пропаганды опята успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по
отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
Цель программы: возрождение семейного воспитания на основе сотрудничества педагогов,
обучающихся и родителей.
Задачи:
- изучить семейную атмосферу ученика, его взаимоотношения с семьей;
- психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний,
консультаций, бесед.
Вся деятельность

классного руководителя с родителями обучающихся может быть

представлена следующими направлениями:
- изучение условий семейного воспитания;
- информирование родителей об учебной деятельности обучающихся;
- психолого- педагогическое просвещение родителей;
- работа с родительским комитетом класса;
- совместная деятельность родителей, обучающихся, классного руководителя.
В работе с родителями можно использовать следующие формы работы:
- коллективные (родительские собрания, «круглый стол», лекторий, интерактивные игры);
- групповые (работа с родительским комитетом, тестирование, анкетирование, тренинги);
- индивидуальные (собеседование, тематическая консультация, поручение).
Ожидаемые результаты:
1.

Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации

социокультурного потенциала семьи для создания единой, гуманной, доброжелательной,
воспитательной среды.
2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение

родителей в педагогическое самообразование.
3. Формирование культуры здорового образа жизни.
4. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике;
развитие национальных и духовных традиций.
5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организации
совместной досуговой деятельности и спортивно-оздоровительной работы.

План психологических мероприятий повышения вовлеченности родителей учащихся с низкими образовательными результатами
Перечень мероприятий организации деятельности

Срок

Ожидаемые результаты

выполнения

Ответственный
координатор

Направление низкий уровень вовлеченности родителей
Посещение семей обучающихся с низкой мотивацией

сентябрь-май

Составление базы данных семей

Классные

обучающихся с низкой учебной

руководители,

мотивацией, организация работы

социальный педагог,

службы психолого-педагогического

педагог-психолог

сопровождения с данными семьями.
Выработка совместно с семьей плана
деятельности по дальнейшему
сопровождению обучающихся.
Проведение общешкольного родительского собрания по

сентябрь

вопросу повышения вовлеченности родителей

Определение ключевых направлений

Администрация

работы родительских всеобучей

школы, классные

обучающихся с низкими образовательными результатами

руководители педагог-

«Родители - социальные партнеры школы»

психолог

Организация информационно-образовательных
мероприятий по просвещению родителей,
способствующих повышению уровня их психолого-

сентябрь-май

Структурирование процесса

Педагог-психолог,

взаимодействия школы и родителей

ШВР, классные
руководители

педагогической компетентности
Проведение тематических мероприятий, направленных на

сентябрь -май

Информационно-просветительская

Администрация

вовлечение родителей в образовательном процессе:

деятельность, способствующая

школы, классные

встречи с интересными людьми, всеобучи, лектории

повышению уровня психолого-

руководители педагог-

педагогических компетентностей

психолог

Деловая игра «Почему важно учиться?» (совместная с

родителей.

родителями, школьниками, педагогами)
Психологическое консультирование родителей

Согласно

Выявление затруднений,

обучающихся с низкой учебной мотивацией.

графика

препятствующих усвоению учебного

Педагог-психолог

материала обучающимися с низкой
мотивацией
Организация и участие в родительских собраниях по

сентябрь -май

Повышение уровня знаний и

Администрация,

вопросам психологических и возрастных особенностей

осведомленности родителей по

социальный педагог,

обучающихся, ответственности родителей за воспитание

вопросам детской психологии и

педагог-психолог

и обучение детей.

детско-родительских отношений

– «Мотивация или как помочь ребенку полюбить
учебу»,
– «Роль родителей в формировании положительной
мотивации к школе, учебномутруду»,
– «Как помочь ребенку подготовиться к ГИА?»
Ознакомление родителей с результатами учебной
деятельности

сентябрь -май

Своевременное информирование

Администрация

родителей о персонифицированных

школы, классные

затруднениях обучающихся. Усиление

руководители,

контроля за успеваемостью детей со

учителя-предметники,

Организация системы открытых уроков для родителей
«Открытые недели» (участие родителей в
совместных мероприятиях)

сентябрь -май

стороны родителей.

педагог-психолог

Повышение ответственности

Администрация,

родителей за обучение детей.

учителя-предметники

Ознакомление родителей с
требованиями ФГОС
Анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности
качества предоставления образовательных услуг

май

Определение уровня

Классные

удовлетворенности родителей

руководители

организацией образовательного
процесса.

Использованная литература
1. Ахутина Т.В., Бабаева Ю.Д., Корнеев А.А., Криче-вецА.Н., Вариативность письма у
первоклассников: системный нейропсихологический анализ // Вестн. Моск. унта.
2. Майорова Н.П. «Неуспеваемость» (точных данных об издательстве нет)
3. Костромина С.Н., Ануфриев А.Д. Методические рекомендации.
5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.
6. Вартапетова Г. М. Особенности освоения чтения и письма младшими школьниками с разной
латеральной

организацией

//

Сибирский

учитель,

2001:

№

3(13)

Приложение 1
Психодиагностические таблицы для определения причин учебных трудностей
обучающихся(по А.Ф. Ануфриеву, С.Н. Костроминой)
Феноменология
трудностей

Возможные психологические
причины
1. Низкий уровень развития
фонематического слуха

В
письменных 2. Слабая концентрация внимания
работах
пропускает буквы 3. Несформированность приемов
самоконтроля
4. Индивидуально-типологические
особенности личности
1. Низкий уровень развития
произвольности
2. Несформированность приемов
учебной деятельности
(самоконтроля, умения действовать
Неразвитость
по правилу)
орфографической
3. Низкий уровень объема и
зоркости
распределения внимания
4. Низкий уровень развития
кратковременной памяти
5. Слабое развитие
фонематического слуха
1. Низкий уровень развития
произвольности
2. Низкий уровень объема
внимания
Невнимателен и
3. Низкий уровень концентрации и
рассеян
устойчивости внимания

Психодиагностические
методики
1. Тест различения и выбора
фонем
2. Методика изучения
концентрации и устойчивости
внимания
3. Методика «Узор»
4. Методика Рене Жиля
1. Методика «Графический
диктант»
2. Методика «Узор»

3. Методика изучения объема и
распределения внимания
4. Методика «Оперативная
память»
5. Тест различения и выбора
фонем
1. Методика «Графический
диктант»
2. Методика изучения объема
внимания
3. Методика изучения
концентрации и устойчивости
внимания
4. Преобладающая мотивация
4. Методика изучения мотивации
учения – игровая
(по Белопольской)
1. Низкий уровень развития общего 1. Методика Векслера (для
интеллекта
соответствующего возраста)
Испытывает
2. Слабое понимание
2. Методика изучения осмысления
на основе слухового восприятия
трудности
при грамматических конструкций
решении
3. Несформированность умения
3. Методика «Рисование по
математических
ориентироваться на систему
точкам»
признаков
задач
4. Низкий уровень развития
4. Методика «Лабиринт»
образного мышления
Испытывает
1. Несформированность умения
1. Методика «Узор»
затруднения при планировать свои действия

пересказывании
текста

2. Слабое развитие логического
запоминания
3. Низкий уровень речевого
развития
4. Низкий уровень развития
образного мышления
5. Низкий уровень развития
логических операций (анализа,
обобщения, систематизации)
6. Заниженная самооценка

Неусидчив

1. Низкий уровень развития
произвольности
2. Индивидуально-типологические
особенности личности
3. Низкий уровень развития
волевой сферы
1. Несформированность приемов
учебной деятельности
2. Слабая концентрация внимания

Трудно понимает
3. Низкий уровень развития
объяснение
с
восприятия
первого раза
4. Низкий уровень развития
произвольности
5. Низкий уровень развития общего
интеллекта
1. Слабое развитие тонкой
моторики пальцев рук
2. Несформированность приемов
Постоянная грязь
учебной деятельности
в тетради
3. Недостаточный объем внимания
Низкий уровень развития
кратковременной памяти
1. Низкий уровень развития
механической памяти
2. Низкий уровень развития
долговременной памяти
Плохое
знание 3. Развитие общего интеллекта
таблицы сложения ниже возрастной нормы
(умножения)
4. Низкий уровень развития
произвольности
5. Слабая концентрация внимания
6. Несформированность приемов
учебной деятельности
Не справляется с 1. Несформированность приемов
заданиями
для учебной деятельности
самостоятельной 2. Низкий уровень развития
произвольности
работы

2. Методика «Запомни пару»
3. Методика Эббингауза
4. Методика «Лабиринт»
5. Методика «Сапожки»,
методика «Заполни пустую
клетку»
6. Шкала самооценки (Ч.Д.
Спилбергера и Ю.Л. Ханина)
1. Методика «Графический
диктант»
2. Методика изучения
темперамента
3. Методика «Графический
диктант», «Домик»
1. Методика «Узор»
2. Модификация метода ПьеронаРузера
3. Методика изучения восприятия
4. Методика «Домик»,
«Графический диктант»
5. Методика Векслера (для
соответствующего возраста)
1. Методика «Змейка»
2. Методика «Узор»
3. Методика определения объема
внимания, Методика
«Оперативная память»
1. Методика изучения
логического и механического
запоминания
2. Методика изучения
долговременной памяти
3. Методика Векслера (для
соответствующего возраста)
4. Методика «Графический
диктант»
5. Методика изучения
концентрации внимания
6. Методика «Узор»
1. Методика «Узор»
2. Методика «Графический
диктант»

1. Высокая эмоциональная
нестабильность, повышенная
импульсивность
Постоянно
2. Низкий уровень развития
забывает
дома
произвольности
учебные предметы
3. Низкий уровень концентрации и
устойчивости внимания
1.
Несформированность
предпосылокучебной деятельности
2. Низкий уровень развития
произвольности
Плохо списывает с 3. Низкий уровень переключения
доски
внимания
4. Недостаточный объем внимания
5. Низкий уровень развития
кратковременной памяти
Домашнюю
работу выполняет
отменно,
а
в
классе
справляется плохо

1. Низкая скорость протекания
психических процессов
2. Несформированность приемов
учебной деятельности
3. Низкий уровень развития
произвольности

1. Низкий уровень концентрации и
Любое
задание устойчивости внимания
необходимо
2. Низкий уровень развития
повторить
произвольности
несколько
раз,
3. Несформированность умения
прежде
чем
выполнять задания по устной
ученик начнет его
инструкции взрослого
выполнять
4. Несформированность
предпосылокучебной деятельности
1. Низкий уровень объема
внимания
2. Слабая концентрация и
устойчивость внимания
Постоянно
переспрашивает
учителя

Плохо
ориентируется
тетради

3. Низкий уровень развития
переключения внимания
4. Низкий уровень развития
кратковременной памяти
5. Низкий уровень развития
произвольности
6. Несформированность умения
принять учебную задачу
1. Низкий уровень развития
в восприятия и ориентировки в
пространстве

1. Детский вариант
характерологического опросника
Г. Айзенка
2. Методика «Графический
диктант»
3. Методика изучения концентрации и устойчивости
внимания
1. Методика «Узор»
2. Методика «Графический
диктант»
3. Методика изучения
переключения внимания
4. Методика изучения объема и
распределения внимания
5. Методика «Оперативная
память»
1. Детский вариант
характерологического опросника
Г. Айзенка
2. Методика «Узор»
3. Методика «Графический
диктант»
1. Методика изучения
концентрациии устойчивости
внимания
2. Методика «Графический
диктант»
3. Методика «Узор»
4. Методика «Узор»
1. Методика изучения объема и
распределения внимания
2. Методика изучения
концентрации и устойчивости
внимания
3. Методика изучения
переключения внимания
4. Методика «Оперативная
память»
5. Методика «Графический
диктант»
6. Методика «Узор»
1. Тест Керна-Йерасека (субтесты
2, 3)

2. Низкий уровень развития
произвольности
3. Слабое развитие мелкой
мускулатуры кистей рук
1. Несформированность отношения
к себе как к школьнику
Поднимает руку, а
2. Заниженная самооценка
при ответе молчит
3. Низкий уровень развития
произвольности
1. Несформированность приемов
самоконтроля
2. Низкий уровень развития
концентрации и устойчивости
внимания
Опаздывает
на
3. Низкий уровень развития
уроки
произвольности
4. Возможные трудности в семье
5. Причины вторичной выгоды
1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
2. Преобладающая мотивация
учения – игровая
3. Индивидуально-типологические
особенности личности

Постоянно
отвлекается
на
уроках, залезает 4. Низкий уровень развития
под парту, играет, концентрации и устойчивости
ест
внимания

5. Низкий уровень развития
произвольности
6. Несформированность приемов
учебной деятельности
Заниженная самооценка
Возможные трудности в семье
Испытывает страх
перед
опросом 3. Внутреннее стрессовое
учителя
состояние

3. Методика «Змейка»
1. Анкета для определения
школьной мотивации
2. Методика изучения самооценки
3. Методика «Графический
диктант»
1. Методика «Узор»
2. Методика изучения
концентрации и устойчивости
внимания
3. Методика «Домик»,
«Графический диктант»
4. Методика «Кинетический
рисунок семьи» (КРС)
5. Методика «Незаконченные
предложения»
1. Анкета для определения
школьной мотивации
2. Методика изучения мотивации
(по Белопольской)
3. Методика Рене Жиля
4. Методика изучения
концентрации внимания
(модификация метода ПьеронаРузера)
5. Методика «Домик»,
«Графический диктант»
6. Методика «Узор»
L. Методика изучения самооценки
2. Методика «Кинетический
рисунок семьи» (КРС)
3. Методика Люшера

4. Методика Рене Жиля, дет- ский
вариант характерологи- ческого
опросника Г. Айзенка
1. Несформированность отношения 1. Анкета для определения
к себе как к школьнику
школьной мотивации
2. Преобладающая мотивация
2. Методика изучения мотивации
учения – игровая
(по Белопольской)
3. Низкий уровень развития
3. Методика «Графический
произвольности
диктант»
4. Несформированность приемов
4. Методика «Узор»
учебной деятельности
4. Индивидуально-типологические
особенности личности

При
проверке
тетради
после
проведенного
урока
оказывается, что
письменная
работа полностью
отсутствует

2. Методика «Графический
диктант»

1. Методика изучения мотивации
(по Белопольской)
2. Несформированность отношения 2. Анкета для определения
к себе как к школьнику
школьной мотивации
3. Методика изучения самооценки
3. Заниженная самооценка
(Спилбергера)
4. Внутреннее стрессовое
4. Методика Люшера
состояние
5. Трудности в усвоении материала, 5. Методика Векслера (для
связанные с ЗПР
соответствующего возраста)
Возможные трудности в семье
1. Методика «Кинетический
Перенесение функции матери на
рисунок семьи» (КРС)
учителя
3. Особенности развития «Я3. Методика «Несуществующее
концепции»
животное»
1. Слабое развитие ориентировки в
1. Таблицы Шульте
пространстве
2. Низкий уровень развития
2. Методика «Лабиринт»
образного мышления
3. Низкий уровень развития
3. Методика изучения восприятия
восприятия
4. Методика «Домик»,
4. Низкий уровень
сформированности произвольности «Графический диктант»
5. Низкий уровень развития
5. Методика «Узор»
самоконтроля
6. Низкий уровень развития
6. Методика изучения
долговременной памяти
долговременной памяти
7. Адаптационный стресс
(связанный с большим количеством
ярких событий)
1. Отсутствует учебная мотивация

Во время урока
выходит
и
отсутствует
продолжительное
время

Комментирует
оценки
и
поведение учителя
своими
замечаниями

Долгое время не
может найти свою
парту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».