Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 имени С.Т. Куцева (МАОУ СОШ № 6 им. С.Т. Куцева) СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАОУ СОШ № 6 им. С.Т. Куцева Протокол № 1 от 31.08.2023 УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ СОШ № 6 им. С.Т. Куцева № 806 от 01.09.2023 Положение об адаптированной основной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 6 имени С.Т.Куцева » 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение «Об адаптированной основной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья» (далее Положение) разработано в соответствии со следующей нормативной базой: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Министерства просвещения России от 31.05.2021 г. № 286; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Министерства просвещения России от 05.07.2021 г. №64101; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утв. приказом Министерства просвещения России от 17.05.2012 № 413; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020г. № 442 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 г. № 569 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 г. № 568 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 №115, Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; ФАООП НОО для обучающихся с ОВЗ, утвержденной приказом Минпросвещения от 24.11.2022 г. № 1023; ФАООП ООО для обучающихся с ОВЗ, утвержденной приказом Минпросвещения от 24.11.2022 г. № 1025; ФАООП для обучающихся с УО, утвержденной приказом Минпросвещения от 24.11.2022 г. № 1026; Уставом МАОУ СОШ №6 им. С.Т.куцева (далее – школа). 1.2. Положение устанавливает порядок разработки и утверждения адаптированных основных образовательных программ (далее - АООП) в школе. 1.3. АООП - образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 1.4. АООП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией (далее - ОО) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, ФАООП, в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ. 1.5. АООП призвана обеспечить гарантии в получении детьми с ОВЗ общего образования в соответствии с психофизическими особенностями и возможностями, особыми образовательными потребностями. 1.6. Адаптация основной общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК), индивидуальной программы реабилитации инвалида (далее - ИПР) и включает следующие направления деятельности: • анализ требований государственного образовательного стандарта, содержания федеральных программ для детей с ОВЗ; • учет особенностей психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным родителями (законными представителями) документам); • проектирование необходимых структурных составляющих АООП; • определение временных границ освоения АООП. При проектировании АООП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы; • четкое формулирование цели АООП; • определение круга задач, конкретизирующих цель АООП; • определение содержания АООП. Особое внимание при проектировании содержания АООП следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых дети с ОВЗ будут осваивать содержание образования; • планирование форм реализации АООП. Реализация АООП осуществляется с использованием различных форм, в том числе с использованием домашнего обучения и семейного образования; • планирование участия в реализации АООП различных специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.); включение в реализацию АООП родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ или группы детей с ОВЗ со схожими нарушениями развития. 1.7. Решение о переводе ребенка с ОВЗ на обучение по АООП принимается на основании рекомендаций специалистов ПМПК и при согласии (письменном заявлении) родителей (законных представителей). 1.8. Педагогический совет ОО утверждает АООП для детей с ОВЗ. При необходимости корректировки АООП повторно утверждается Педагогическим советом ОО. 2. Цели и задачи АООП 2.1. Цель АООП - планирование, организация и управление образовательным процессом при обучении ребенка с ОВЗ. 2.2. AOOП выполняет следующие задачи: определяет объем и содержание материала, умений и навыков, которыми должны овладеть воспитанники с ОВЗ, имеющие различные нарушения в развитии, оптимально распределяет время по темам. 2.3. АООП способствует совершенствованию методики проведения непосредственно образовательной деятельности детей, активизирует познавательную деятельность воспитанников, развитие их творческих способностей, способствует применению современных образовательных технологий; 2.4. АООП выполняет следующие основные функции: Нормативную - документ, на основе которого осуществляется контроль освоения программы обучающимся. Информационную - позволяет получить представление о целях содержания, последовательности и сроках изучения образовательной программы. Методическую - определяет пути достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, используемые методы, образовательные технологии, Организационную - определяет основные направления деятельности педагога и обучающихся, формы их взаимодействия, использование средств обучения. 2.5. АООП должна отвечать следующим характеристикам: • Целостность — обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и последовательности действий для реализации цели. Решите точность соответствие цели и предлагаемых средств ее достижения. • Актуальность – ориентация на потребности сегодняшнего дня системы образования детей с ОВЗ. • Прогнозируемость — способность в планируемых целях и действиях проектировать эффективные решения. • Рациональность — определение таких способов достижения цели, которые в конкретных условиях позволят получить максимально достижимый результат. • Контролируемость – определение ожидаемых результатов на основе отражения соответствующих способов их проверки. • Корректируемость — своевременное обнаружение и быстрое реагирование на возникающие отклонения и изменения. 3. Структура АООП 3.1. Структура АООП должна соответствовать требованиям к содержанию образовательной программы, предъявляемым федеральными государственными образовательными стандартами, и содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. 3.2. Титульный лист АООП содержит информацию о том, когда и кем утверждена и рассмотрена программа; полное наименование программы с указанием категории детей, для которых она разрабатывается, информацию об авторах, разработчиках программы; информацию об ОО. 3.3. Пояснительная записка АООП содержит цели и задачи реализации Программы для детей с ОВЗ, общую характеристику АООП, в том числе нормативные документы, на основании которых она разработана, категории детей с ОВЗ, примерные и/или комплексные программы общего образования, включая программы для обучения и воспитания детей с ОВЗ; принципы и подходы к формированию АООП, значимые для разработки и реализации АООП, в том числе специальные; психолого-педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ; описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; планируемые результаты освоения АООП; развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе. 3.4. Содержательный раздел содержит описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации АООП с учетом возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей, возможностей и интересов, особых образовательных потребностей; описание взаимодействия взрослых с детьми; описание взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; программу коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. 3.5. Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ включает цели и задачи коррекционной работы с детьми на всех ступенях общего образования; перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению детьми ООП НОО/АООП НОО; индивидуальные образовательные программы и маршруты; описание системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ, включающей комплексное обследование, мониторинг динамики развития, коррекционную работу; механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы (внутреннее взаимодействие, внешнее взаимодействие); рабочие программы узких специалистов; планируемые результаты коррекционной работы. 3.6. Организационный раздел содержит: описание материально технических условий реализации АООП, в том числе необходимых для детей с ОВЗ, детейинвалидов; обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, в том числе адаптированными к особым образовательным потребностям детей с ОВЗ, детей-инвалидов; характеристику кадровых условий реализации АООП (наличие узких специалистов, соответствие образования др.); описание финансовых условий реализации программы; требования к организации развивающей предметно пространственной среды; особенности проведения традиционных праздников, событий, мероприятий. 4 Условия реализации АООП 4.1. При реализации АООП должны быть созданы условия: • • учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения и воспитания, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно методических, технических); реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами психологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами; • предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психологопедагогической и социальной помощи; • привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс. 4.2. К реализации АООП должны быть привлечены учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги. 5. Порядок рассмотрения и утверждения АООП АООП разрабатывается специалистами психолого-педагогического сопровождения и другими педагогами ОО в соответствии с настоящим Положением с момента появления воспитанников с ОВЗ в ОО и представляется для рассмотрения на Педагогический совет ОО. 5.2. АООП рассматривается на заседании Педагогического совета ОО, результаты рассмотрения заносятся в протокол, затем, при условии ее соответствия установленным требованиям, согласуется с родителями (законными представителями) обучающегося с ОВЗ. 5.3. АООП утверждается приказом директора ОО. В случае несоответствия АООП и основной образовательной программы установленным требованиям производится доработка программы. 6. Изменения и дополнения в АООП 5.1. 6.1. АООП может изменяться и дополняться по решению педагогического совета. 6.2. Основания для внесения изменений: • Обновление нормативной базы системы образования • Предложения педагогических работников, педагогического администрации ОО по результатам работы в текущем учебном году • Рекомендации специалистов ПМПК совета, 7. Ответственность и контроль 7.1. Ответственность за полноту и качество реализации АООП возлагается напедагогов ОО. 7.2. Контроль над полнотой и качеством реализации АООП осуществляется администрацией ОО.